Сотрудники одной из больниц недавно рассказали интересную историю о голубях — не в том смысле, что они им досаждают, а как голуби были избраны в качестве «инструмента» для внедрения необходимых в работе перемен. В процессе объединения двух больниц, происшедшем несколько лет назад, несколько отделений были сокращены.
В связи с этим сотрудники одной больницы были вынуждены отправлять образцы крови на анализ во вторую, после чего результаты доставлялись обратно. В самом начале для доставки использовались такси и другой автотранспорт, однако со временем выяснилось, что эта процедура стала обходиться слишком дорого и, что еще хуже — как для врачей, так и для пациентов, из-за пробок на дорогах результаты анализов доставлялись слишком медленно.
Назрела необходимость менять всю систему, и руководители больницы решили рассмотреть альтернативные варианты. Но поначалу они сосредоточили внимание на способах, которые практически не отличались от принятой практики, — обсуждались предложения других таксопарков в поисках наиболее приемлемого по расходам варианта.
Однако это не могло решить вторую проблему — нехватки времени. Была сформирована команда, причем довольно странная по своему составу: в нее вошли несколько медсестер, привратник, старшая сестра-хозяйка и еще пара сотрудников.
Невзирая на незначительный статус, все они были отобраны исключительно потому, что являлись довольно творческими и неординарными личностями и, кроме того, сами выражали желание помочь в решении возникшей проблемы. Их освободили на один день от работы и предоставили для «мозгового штурма» номер в отеле. В результате они выработали ряд удивительно сильных предложений. Среди них были следующие:
- задействовать пенсионеров, которые доставляли бы пешей эстафетой или цепочкой образцы крови и результаты анализов из одной больницы в другую;
- воспользоваться услугами посыльного на мотоцикле или мопеде;
- использовать велосипедистов;
- осуществлять доставку с помощью радиоуправляемых моделей самолетов;
- использовать курьеров на роликовых коньках;
- открыть недостающее отделение и делать анализы в обеих больницах;
- использовать систему электронной передачи данных.
Большинство предложений из этого списка отвергли по различным причинам: нехватка средств на открытие дополнительной лаборатории, неблагоприятные погодные условия для пеших курьеров и тому подобное. Но еще одна, довольно безумная идея заставила руководство больницы задуматься — речь шла об использование почтовых голубей. Этот вариант был рассмотрен со всех сторон, после чего его решили принять в качестве пробного.
Все говорило в его пользу — скорость доставки была просто невероятной, голуби практически никогда не подводили, а затраты на их содержание мизерные. Единственная проблема заключалась в возможных нападениях ястребов-перепелятников, однако и ее можно избежать, дублируя отсылку каждого образца.
Избранный вариант — отправка образцов крови в лабораторию почтовыми голубями и передача результатов анализов по факсу — представлял собой довольно радикальное новшество. Оно стало реальным благодаря тому, что люди, работающие на всех уровнях, ответственно подошли к решению проблемы — начать хотя бы с того, что большие начальники не предпринимали попыток монополизировать право на вырабатывание решений.
Напротив, они обратились за помощью к подчиненным и предоставили им необходимые ресурсы — свободное время, удобное помещение и, самое главное, полномочия на разработку идей, нацеленных на перемены. Те, в свою очередь, сделали все от них зависящее, чтобы проблема была разрешена.
Урок, который можно извлечь из этого примера, довольно прост — процесс перемен управлялся менеджерами на всех уровнях, но главное — средние и младшие менеджеры были наделены всеми полномочиями, необходимыми для того, чтобы он прошел успешно.
Команде исполнителей не пришлось брать на себя ответственность за первичное решение о самих переменах — это входило в обязанности высшего руководства. Но как только оно было принято, в дело вступили сотрудники, стоящие на более низких ступенях служебной иерархии, и ответственность за реализацию решения перешла к ним.
Сущность перемен — главная тема этой главы — представлена в виде набора из десяти строительных блоков. Вам предстоит разобраться, из чего состоит каждый из них.
- Признайте, что переменами трудно управлять.
- Четко представляйте принципы, которыми вы как лидер должны руководствоваться в период перемен.
- Признайте, что перемены — это нормальный жизненный процесс современной организации.
- Признайте, что вы не сможете осилить процесс перемен в одиночку.
- Поставьте себя на место каждого члена вашей команды.
- Поддержите команду в период перемен.
- Определите этапы процесса перемен.
- Сумейте увидеть перемены со стороны.
- Сумейте определить факторы влияния, находящиеся за пределами вашей компетенции.
- Взгляните на перемены изнутри.