Условия успешного освоения горшка

Условия успешного освоения горшка

Для того чтобы научиться самостоятельно контролировать кишечник и мочевой пузырь, органы должны быть физиологически готовы, ребенок должен быть мотивирован и обладать необходимой психической зрелостью.

Физиологическая готовность

Младенец должен пройти важные этапы физиологического развития, прежде чем он сможет осуществлять сознательный контроль, а именно научиться замечать естественные потребности и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и ануса.

Нейроны, ведущие к сфинктерам, недостаточно зрелы при рождении (процесс их миелинизации еще не завершен, поэтому сигнал еще не является точным и своевременным), но они достаточно быстро становятся полностью функциональными. Хорошим признаком физиологической готовности является то, что ребенок учится ходить на четвереньках и способен сохранять равновесие в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает настолько, что начинает удерживать жидкость (к этому времени он представляет собой скорее трубку, чем мочевой пузырь).

Условия для успешного приучения к горшку

Приучение к горшку можно начинать при появлении признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, поскольку малыши часто более заинтересованы, мотивированы и быстрее достигают результатов, в то время как дети постарше становятся более упрямыми и их труднее оторвать от игр или общения со сверстниками, чтобы отвести в туалет.

Психологическая готовность

Помимо физиологической способности управлять необходимыми мышцами, ребенок должен научиться распознавать сигналы тела и развить желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий будет определять желание ребенка научиться пользоваться горшком или туалетом.

Именно ребенок решает, что он не хочет ходить с грязными подгузниками или нижним бельем. Помните, что не так давно он вообще не беспокоился о таких вещах, а вы наслаждались таким восхитительным человеческим изобретением, как подгузники, поэтому привыкание может занять некоторое время.

Попытка использовать внешнюю мотивацию (похвалу, поздравления, поощрения или наказания) в этом случае — обоюдоострый меч. С одной стороны, внешняя мотивация может ускорить процесс обучения пользованию горшком, но с другой стороны, она отодвигает формирование внутренней мотивации вашего ребенка быть сухим и чистым в течение длительного времени. Только ваш ребенок может решить, что он хочет быть чистым и сухим, а также что он хочет быть более независимым и хочет быть похожим на маму и папу.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше ребенок приучится к чистоте, тем лучше и быстрее он будет развиваться. Мамы спешат приучить ребенка к горшку, забывая о том, что раннее приучение к горшку не является главным приоритетом. Более важная задача — помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и тем, что происходит потом: почему брюки мокрые, почему мама недовольна испачканной одеждой.

Как приучить ребенка ходить на горшок

Ваш ребенок готов к приучению к горшку, если он или она

  • может уверенно сидеть и ходить;
  • понимает и выполняет простые родительские просьбы («принеси машинку», «передай мне чашку»);
  • может в течение нескольких часов находиться в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство дискомфортом от мокрой одежды и пытается снять ее самостоятельно;
  • способен выразить отрицательный ответ («нет») и способен выразить мочеиспускание и дефекацию («а-а-а», «пи-пи») на своем языке;
  • интересуется, для чего нужен туалет и что там делают взрослые.

Обратите внимание! Когда ребенок научится распознавать свою потребность в облегчении и в то же время сможет управлять мышцами своего мочевого пузыря, тогда он успешно освоит «туалет».

Обучение мальчишек и девчонок

Многие специалисты и родители отмечают некоторые особенности и различия в приучении к чистоте. Девочки по своей природе более податливы и уступчивы, поэтому процесс приучения к горшку занимает немного меньше времени, чем у активных мальчиков. Девочки могут проводить больше времени на горшке, поэтому процент успеха выше. Они стараются во всем подражать своей матери, и принцип этого процесса все же легче, чем у мальчиков. Но девушки стесняются. Они часто не могут сходить в туалет при посторонних или в «кустах», терпят позывы и сдерживают дефекацию, но это приводит лишь к мокрым трусикам.

С мальчиками дела обстоят несколько иначе. Они менее пугливы, но не так терпеливы и усидчивы, поэтому сидение на горшке обычно длится недолго. Мальчиков нужно учить ходить в туалет сначала сидя, как и девочек. На это есть две причины. Во-первых, опорожнение мочевого пузыря и кишечника в столь юном возрасте может происходить одновременно. Вторая причина заключается в том, что такие маленькие мальчики еще не могут так точно и умело координировать свои движения, чтобы «ударить» по горшку при мочеиспускании. Только когда ребенок подрастет и сможет контролировать себя в этих процессах, можно приучать мальчика к «мужскому» варианту.

Дизайн продукта также имеет значение. Для девочек подходят горшки с круглым отверстием, для мальчиков — овальные со специальным вырезом или валиком.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут обнаружить, что их ребенок категорически протестует против использования горшка. Ребенок даже отказывается сидеть на нем, и приучение к горшку в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Существует несколько вариантов.

Момент кризиса

Иногда момент приучения к горшку совпадает с периодом отрицания у ребенка. Попытки заставить ребенка «сходить на горшок» заканчиваются неудачей. Справиться с своеволием ребенка непросто, и главный помощник в этом деле — время. Попробуйте убрать горшок на несколько месяцев, а через некоторое время предложите ребенку снова подружиться с ним.

Попутное замечание: бывает, что дети в возрасте 2,5 лет и старше сознательно отказываются пользоваться горшком, но проявляют интерес к обычному туалету, пытаясь подражать взрослым. В этом случае поощряйте ребенка удовлетворять свои потребности с помощью специальной вставки в сиденье унитаза. Возможно, горшок обойдет вас стороной, и ваш ребенок будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первый опыт с предметом гигиены прошел неудачно, ребенок может запомнить этот момент и постараться избежать его повторения. Горшок был холодным или неприятным на ощупь, или, возможно, ребенок неуклюже сел и упал с горшка — в этом случае приучение к горшку может быть нарушено.

Ваш ребенок приучается к горшку

Психологический стресс

Развитие зрелости может задерживаться, если ребенок находится в состоянии тревоги или дистресса. Когда ребенок чувствует себя эмоционально неуверенно, он может не только не принимать попытки приучения к горшку, но и утратить навык, если он уже был усвоен. Появление нового члена семьи (чувство ревности), госпитализация, излишняя строгость — все это оттягивает момент приучения к горшку.

Семейное положение

Непроизвольное мочеиспускание у детей старше 2,5-3 лет может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. На ссоры между родителями, небрежность в формировании гигиенических навыков ребенка, физические наказания (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) ребенок может реагировать отказом от попыток приручения и, в некоторых случаях, даже нарушениями сфинктера.

Типичные ошибки

Зная о подводных камнях этого процесса, родителям будет легче их избежать. К распространенным ошибкам в процессе приучения к горшку относятся:

  1. Следовать советам родственников, соседей и друзей и сравнивать своего ребенка с другими. Это очень плохая идея, потому что каждый ребенок отличается от других во всех отношениях;
  2. Раннее образование. Некоторые люди пытаются высадить ребенка в шесть месяцев, но это не очень хорошая идея. Минимальный возраст для начала занятий — 12-14 месяцев, но в этом случае не стоит сразу ожидать идеальных результатов;
  3. Заставляйте ребенка ходить на горшок, когда он не в настроении, подавлен, расстроен или даже болен. Приучайте ребенка ходить на горшок любой ценой — это не лучший и не самый гуманный способ;
  4. Внезапный отказ от подгузников. Если ваш ребенок ходит в подгузниках день и ночь, снимать их по первому требованию и надеяться, что ему это понравится, — пустая трата времени;
  5. Ругать ребенка за то, что он прошел мимо или надел брюки;
  6. Поощряйте его к мочеиспусканию при звуке воды из крана. Это не очень хорошая идея, потому что потом будет очень трудно отучить ребенка от этой привычки. Кроме того, это не всегда возможно на улице или во время путешествий.

Важно! Необходимо подготовить не только ребенка, но и родителей к тому, чтобы они научились пользоваться горшком, поскольку этот процесс длительный и может потребовать терпения и милосердия.

2.jpg

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Готовность важна как для ребенка, так и для родителей. Мама и папа должны понимать, что в это время ребенку потребуется гораздо больше внимания. Следует также быть готовым к тому, что придется больше времени уделять уборке за ребенком.
  • Как только процесс начался, необходимо уделять ему время на протяжении всего времени. То есть не может быть так, что по выходным родители учат ребенка пользоваться горшком, а в другие дни он ходит в подгузнике. Вы можете только запутать ребенка и значительно усложнить процесс.
  • Если ваш ребенок еще не научился проситься в туалет днем, приучите его проводить больше времени ночью.
  • Малыш должен привыкнуть к ночному горшку. Этот предмет должен находиться на видном месте, чтобы его можно было легко найти, когда возникнет необходимость.
  • В случае успеха следует похвалить ребенка, чтобы он понял, что хорошо справился с заданием. Если допущена ошибка, из уст родителей не должно раздаваться «Ай-яй-яй» — неудачи должны быть приняты спокойно.
  • Важно приучить ребенка не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому необходимо учить делать все пошагово, показывая, как снимать трусики, выносить горшок, мыть руки и т.д.
  • Со временем нужно сажать ребенка на горшок перед сном, прогулкой — то есть тогда, когда вам нужно сходить в туалет, чтобы избежать проблем.
  • Не следует использовать подгузники днем, но лучше использовать их ночью или когда ребенок ходит, когда малыш только осваивает этот навык. Со временем от подгузников следует отказаться совсем.
  • Горшку не следует давать поблажек, чтобы в конце концов он перестал восприниматься как игрушка.

Основные принципы приучения к горшку

Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, форма, цвет и «опции» горшка не так важны, когда речь идет о приучении к горшку. Самое главное, чтобы он был удобным и не рассматривался исключительно как игрушка. Телеведущая советует обращать внимание на качество и экологичность материалов, а также на размер изделия.

Следуя системе. Евгений Комаровский отмечает, что не только ребенок, но и его родители должны быть готовы к этому непростому вопросу. Важно, чтобы они заранее определили тактику своего поведения при переходе от подгузников к туалету, чтобы они понимали, что общение с ребенком будет занимать большую часть времени. Она также советует развивать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (по вечерам или выходным). Хаотичность будет сбивать ребенка с толку.

Выбор оптимального времени. Приучение к горшку должно начинаться в подходящее для ребенка время. В частности, все окружающие ребенка должны быть здоровы и находиться в хорошем настроении. Лето — лучшее время для этого, так как ребенок одет как можно легче, и процесс переодевания не занимает много времени. Приучение к горшку лучше всего проводить в то время, когда шансы на успешное мочеиспускание или дефекацию особенно высоки. Лучше всего это делать после еды или перед сном. Вы также можете предложить ребенку горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.

Закрепить успех. Если ваш ребенок добился хороших результатов, всегда хвалите его и радуйтесь успехам. Если не получается, не показывайте ребенку негативных эмоций, лучше объясните, как сделать это в следующий раз.

Фиксация внимания. Акцентируйте внимание ребенка не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Ребенку будет интересно посмотреть, как родители достают и открывают предмет, учатся снимать трусики и надевать их обратно. Вы даже можете показать любопытному малышу, как моется горшок и куда он убирается до следующего «приема». Эти занятия будут напоминать своего рода игру, то есть будут вызывать положительные эмоции.

Если ребенку удается освоить использование горшка, этот предмет следует включить в распорядок дня. Например, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает к немедленному отказу от одноразовых подгузников, поскольку они все еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.

admin