У меня тут интерес образовался...
В общем, обычное дело: моя машинка состарилась.
Она ещё огонь, но до меня она по Германии отходила 10 лет, и подо мной она по Беларуси отходила 10 лет. Такой вот янгтаймер. Корпус ещё живой (ну почти. Ничего не переваривалось, но на задние арки уже полезли жуки), двигатель - огонь (ну почти. Подтупливать стал, да и подвывать малость), подвеска - совсем не огонь. Хоть и менял в прошлом году.
И задумался я: а чего можно купить занедорого на смену? Так, чтобы отходила ещё 10 лет, и не трахала мозги, не особо гнила, и не особо жрала бензин.
А, да, и чтобы выглядела прилично.
И результаты поиска оказались удручающими.
Ставим поменьше ценник на сайте, возраст поменьше - вуаля, получили фигу с маслом. Ничего нет. Машины моложе 10 лет начинаются где-то от 5000$. Причём, не нормальные, а Гранты, Черри, Лифаны, Матизы... Чёт как-то дохрена. Хотелось бы поменьше, тем более, что машины б/у, и сильно б/у, и пробег на них значится большой, и марки совсем не престижные.
За 6-6.5 тысяч уже можно найти Поло и Киа, но не особо богатые на ништяки. Пятилетние "Гранты" тоже почему-то продаются за 6-6.5 (как такое возможно?!?! Они новые - по 8!). Нормального - ничего.
Нормальные машины появляются где-то от 10 тысяч. Но уже уставшие. "Весты" трёхлетние - в районе 9000$ (то же самое. Жигули! подуставшие! и стоят как новые! Как такое возможно!). Слабые моторы (хорошие двигатели в Таможенный союз не гоняют, растаможка слишком велика, никто не купит), пердючие, гремучие дешевым пластиком.
Но больше всего меня "порадовала" семилетняя КИА Рио за 10 100$. Пустая, как барабан. Она новая у нас стоит 13.5 тысяч!!!
Господа, вы в своём уме?
Что остаётся от машины после 7 лет?
Даже если на ней никто не ездил, то электроника окисляется, резина ветшает, пластик становится хрупкий. А если на ней ещё и ездили - там вообще машину надо на запчасти. 200 тысяч для современного двигателя - это почти приговор. В неё ещё тысячи 2-3 придётся вложить, чтобы она не сыпалась на трассе.
В США семилетняя ширпотребная машина отправляется на свалку. (где-то было видео, как в Пенсильвании очищают стоянку от хлама и продают любую (!!!) машину за 300$. А там и джипари, и таун кар... Это, скорее, исключение, но прецедент наводит на мысли.) А у нас за неё просят как за новую...
И вот тут кто-то скажет: да ты нищеброд! Просто у тебя бабла нет - вот и пытаешься сбить цену.
И тут он ошибётся. Бабло у меня есть. Я могу и новую купить без кредитов, и даже не галимую российскую "Весту", а нормальную, собранную в Европе машину, и в хорошей комплектации. Но меня душит жаба. И эта жаба, стягивая свои сильные перепончатые лапки на моём горле, шепчет мне на ухо: "Бля, ты эти деньги зарабатывал тяжким трудом много месяцев. Какого хера ты должен их потратить так быстро и бестолково?"
Бэушка позволяет сэкономить половину стоимости. По крайней мне, ДОЛЖНА экономить.
Но по факту это, как оказалось, совсем не так
И вот тут возникает вопрос: а нах$й они нужны, эти потрёпанные жизнью ширпотребы, если от 15 тысяч уже вполне комфортные китайские Чанганы продаются? Или Зотья Купа та же? Или Крета. НОВЫЕ!!! Понятно, что они - китайские, что гниют малость, что бензин жрут больше, чем положено, что электроника, возможно, шалит, но они - НОВЫЕ! Это всего на пару тысяч больше! Но можно уже не опасаться, что она всажена в переднее крыло до самого бензобака, что номера перебиты, что старый хозяин страдал метеоризмом и выпердел всё сиденье, что его жена спьяну обблевала коврик под своими ногами, что гоняли её в хвост и в гриву по деревенскому бездорожью, что на заднем сиденье возили собаку, она пускала слюни в велюр и грызла ручки (или детей, которые занимались тем же самым), что салон прокурен в жопу, и что умельцы не скрутили перед продажей 100-200 тысяч километров.
И тут, конечно, кто-то вспомнит Кубу, где латают машины из 50-60-х (ну... не только. Там и жигулей хватает. Но - да, машина там - предмет гордости, а новая - стоит как крыло от самолёта при нищенских зарплатах в 15-20 долларов), или Северную Корею, где рады "Волгам" из 70-х (машины там не продаются, а распределяются среди населения). Но мы же, вроде, ушли из той нищеты!
Ан нет, оказывается, не ушли.
Был какой-то небольшой период между "мы стали жить лучше от больших цен на нефть" до Таможенного союза "мы хотим поддержать жигули", когда пошлина на ввоз подержанного (и не только) авто была, в принципе, вменяемой, но с тех пор прошло уже 8 лет (а жигули так и остались убыточными). А восемь лет для подержанной машины - это приговор. Моя ещё держится (и, если следить за ней, продержится ещё лет 5 точно), но это, скорее, исключение. Я вижу периодически "одногодок" на дорогах, и большинство из них реально в плачевном состоянии. Многие марки канули в лету. 10 лет назад было много "американцев", лянч, фиатов. Теперь их уже почти не встретишь. Сгнили, сломались, попали в аварии. И, что самое печальное, оставшиеся экземпляры ещё долго будут ездить и перепродаваться из рук в руки.
Потому что у народа денег нет.
300-500 баксов зарплата в провинции - это только на еду. Ни о какой новой машине, даже в кредит, и речи не идёт. И это очень хреново. Потому что чем старше авто, тем более оно опасно. Что-то надломано, что-то не работает совсем. Подушки безопасности вообще надо менять каждые 10 лет. Металл стареет и не держит удар. Ремни безопасности растягиваются. Получается, государство ради сиюминутной прибыли на растаможке жертвует своим населением? Ведь прибыль не такая уж и большая получается, когда начинаешь вычитать расходы на похороны и медпомощь для инвалидов! Это как с табаком и алкоголем: круто получать за него бабки здесь и сейчас, но потом приходится лечить раковых и платить пособие по нетрудоспособности алкашам, которые оторвало руку по-пьяни на производстве.
...и я бы, может, не гундел бы, если бы из этой ситуации был бы хоть какой-нибудь выход. А так... Машины дорогие - люди жмутся при продаже б/у. Чем больше жмутся - там позже авто направится на свалку. Чем больше ездит машина - тем больше вероятности, что будут жертвы (да и об экологии не стоит забывать. Старые системы очистки, выбитые катализаторы, большой расход... Многие ещё на карбрюраторах ездят! А микроавтобусы старше 10 лет почти все убитые настолько, что за ними невозможно ехать по трассе: смрад, копоть... Шпатлёвка на ходу отваливается...).
И, что самое поганое - во всём мире (в бОльшей его части) люди живут по-другому! Даже в Китае машины дешевле на четверть(!!!). А у нас... Взял я таможенный калькулятор, посчитал цену ввоза БМВ - оказалось, что при стоимости машины в 40 тысяч евро и двигателем объёмом в 3 литра придется отдать 15 тысяч евро таможенных платежей. Частнику. Юрлицо ещё несколько тысяч заплатит НДСа.
Страна вечнозеленых помидоров.